Энциклопедия авто чайника


Как правильно «читать» дорогу


Видеть самому и быть видимым другим — в этой краткой формуле за­ключен важнейший принцип безопасности дорожного движения. Дей­ствительно, если вы не видите пешехода, идущего наперерез движению вашего автомобиля, и он смотрит совсем в другую сторону, то ни о какой безопасности не может быть и речи. А ведь подобные ситуации возникают очень часто. В чем же здесь причина?

Техническое совершенствование автомобилей за последние годы значительно опередило развитие возможностей человека по управле­нию ими. Информационная насыщенность современного дорожного движения и высокие скорости автомобилей значительно повышают требования к своевременному и правильному восприятию обстановки.

Органы зрения и механизмы зрительного восприятия у людей прак­тически не изменились за последние несколько тысяч лет. В условиях интенсивного городского движения у водителя все чаще наступает ин­формационная перегрузка — он начинает пропускать важную информа­цию, в результате чего принимает неверные решения, приводящие порой к дорожно-транспортному происшествию.

Можно ли считать причиной происшествий недостатки зритель­ных возможностей водителя и напряженность дорожного движения? Очевидно, нет. И вот почему.

В подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способ­ности и не переоценивал их. Для этого он должен управлять автомо­билем так, чтобы избежать ситуаций, требующих чудес восприятия, т.е. использовать свое зрение наиболее рациональным образом. Мно­гие водители даже не задумываются над тем, правильно ли наблюдают за дорогой.

Что же дают рациональные приемы наблюдения с точки зрения безопасности движения? Во-первых, возможность увидеть опасность заранее и избежать ее, имея необходимые для этого время и простран­ство. Во-вторых, гарантировать себя от пропуска важных объектов до­рожно-транспортной обстановки. И наконец, значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением авто­мобилем.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгля­да воспринимать всю обстановку сразу. Чтобы осмыслить дорож­но-транспортную обстановку, надо сконцентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности управления автомо­билем элементах.



К ним относятся:

· дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика, дорожная разметка;

· дорожные условия;

· поведение и состояние других участников дорожного движения.

 

Хотя их расположение и характер в различных ДТС различаются, можно рекомендовать общие правила наблюдения за дорожно-транс­портной обстановкой.

Правильное наблюдение — это концентрация внимания в области центра пути движения своего автомобиля, рациональное чередование быстрых осмотров дорожно-транспортной обстановки с более длитель­ным рассматриванием наиболее важных объектов, постоянный кон­троль обстановки сзади и сбоку автомобиля.

Представьте путь движения своего автомобиля как полосу про­странства на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него. Исследования показали, что опытные водители выдер­живают нужное направление движения своего автомобиля, ориентиру­ясь на область дороги вблизи центра пути движения.

Центр пути движения представляет собой условную точку, располо­женную впереди на пути движения автомобиля, в которой водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени. Эта точка становится как бы целью движения в данный момент. Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля.

При наблюдении за различными элементами дорожно-транспорт­ной обстановки взгляд опытного водителя после фиксации на отдель­ных объектах или событиях постоянно возвращается в область центра пути движения. Его расположение зависит от условий движения. Обыч­но он находится посередине полосы движения, если автомобиль дви­жется по прямому участку дороги. При движении по подъему или закруглению дороги центр пути движения располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда водитель закончит прохождение данного участка дороги.

 

    Первое правило
    Выдерживайте траекторию движения сво­его автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения. Подтверждением правильности использования центра пути дви­жения как лучшего ориентира для оценки...
    Правило второе
    Смотрите как можно дальше вперед. Это помо­жет вам заранее заметить появившуюся опасность. Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредствен­но перед капотом своего автомобиля, поэтому по...
    Правило третье
    Активно наблюдайте за изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и около нее. Четкое восприятие возможно только при использовании централь­ного зрения. Область центрального зрен...
    Правило четвертое
    Не задерживайте свой взгляд длительное время на одном объекте. Довольно много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущееся сзади транспортное средство. Причина в неумении пра­вильн...
    Правило пятое
    Постоянно наблюдайте за обстановкой сзади и сбоку своего автомобиля. Это позволит вам иметь целостное представление о том, что про­исходит вокруг вас. Особенно важно знать о присутствии, направле­...
    Правило шестое
    Перед перестроением, поворотом или выездом на главную дорогу по крайней мере два раза проконтролируйте, свобод­но ли место, которое вы хотите занять. Наблюдая за автомобилем, движущимся по дороге...
    Правило седьмое
    Чем больше ваша скорость, тем больше должна быть область дороги, которую вы контролируете. При увеличении скорости движения видимая область обстановки впереди уменьшается. Поэтому на больших скоро...
    Правила наблюдения в типичных дорожных ситуациях
    А теперь более подробно о наиболее важных моментах, связанных с наблюдением в типичных дорожно-транспортных ситуациях: на перекрестках, вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно...
    Наблюдение при перестроении
    Порядок наблюдения при смене полосы движения в принципе тот же, что и при въезде на автомаги­страль. Проверяйте «слепые» зоны, собирайте как можно больше ин­формации об автомобилях, движущихся по...
    Смотреть и видеть
    Согласны ли вы с тем, что смотреть и видеть — не одно и то же? Под­тверждением этому служит эксперимент, проведенный психологами. Группе испытуемых была показана фотография, изображавшая доволь­но...
    Смотреть и видеть 2
    Анализируя дорожно-транспортную обстановку, следует отдельно рассматривать все объекты и события, относящиеся к каждой группе, выделяя основные признаки, характерные для каждой из них. Рассмо­трим...
    Смотреть и видеть 3
    Особенно опасен поворот в конце суженного спуска. Сверху из-за искажения в восприятии водитель не может точно определить кривиз­ну поворота в конце спуска, поэтому реальные условия могут застать е...
    Иллюзии
    При проектировании и строительстве дорог необходимо учитывать психофизиологические особенности восприятия водителей. Иначе дорога может ввести водителя в заблуждение. Например, очень часто неудачн...
    Скрытые дефекты дороги
    Они представляют собой опасность, так как часто застают водителя врасплох. Большую опасность представляет появление на дороге волнисто­сти, протяженность которой достигает 30–80 м. При высокой ско...
    Прогнозирование опасности
    Для водителя в первую очередь важно уметь предвидеть возможные изменения дорожно-транспортной обстановки, в которой он дви­жется. Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та инфо...
    Прогнозирование опасности 2
    2. Конфликты с транспортом, перестраивающимся на полосу ваше­го движения с соседних рядов. 2.1. Стоящий справа автомобиль, начав движение, резко выезжает на вашу полосу. Признаки опасности: справа...
    Прогнозирование опасности 3
    Сможете ли вы распознать любой из рассмотренных конфликтов на самой ранней стадии его возникновения, во многом зависит от то­го, насколько хорошо вы умеете оценивать пространственно-времен­ные пар...
    Упражнения 1-3
    Двигаясь по дороге, вы видите впереди стоящий автомобиль. Определите на глаз, сколько до него метров. Упражнение 2. Вам навстречу движется автомобиль. Определите, в какой точке дороги произойдет в...
    Упражнение 4
    Подъехав к перекрестку, к которому справа прибли­жается транспортное средство, прикиньте, сколько времени пройдет до его подъезда к перекрестку. Проверьте на счет и сравните со време­нем на маневр...
    Почему мы недооцениваем опасность
    Умение прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации — это в конечном счете умение правильно оценивать степень ее опасности. Если она недооценивается, действия водителя будут, скорее всего...
    Почему мы недооцениваем опасность 2
    В качестве объекта другого исследования был выбран обгон. Пове­дение водителей при совершении этого маневра изучалось с помощью фотографирования автомобилей, обгоняющих автомобиль, в котором наход...



Словари биржевых терминов - перейти
Как работает биржа - перейти
Лекции по биржевой торговле - перейти
Биржевые сделки - перейти
Товарные рынки - перейти
Технический анализ - перейти
Технический анализ - перейти
Теханализ трендов - перейти
Полный курс технического анализа - перейти
Дайджест - технический анализ - перейти
Основы биржевой торговли - перейти
Крестики-нолики - перейти
Крестики–нолики - перейти
Введение в анализ - перейти
Анализ фондов Х-0 - перейти