Энциклопедия авто чайника


Смотреть и видеть


Согласны ли вы с тем, что смотреть и видеть — не одно и то же? Под­тверждением этому служит эксперимент, проведенный психологами. Группе испытуемых была показана фотография, изображавшая доволь­но оживленную улицу города. После чего каждого из них попросили перечислить несколько запомнившихся ему объектов или событий, изо­браженных на фотографии. Полученные ответы сильно различались.

Наибольшее влияние на то, что увидит человек в той или иной си­туации, оказывает целевая направленность его внимания, т.е. то, какую информацию он хотел бы получить из окружающей обстановки. Для водителя основная цель наблюдения — получение информации о наи­более важных, с точки зрения безопасности движения, объектах и со­бытиях дорожно-транспортной обстановки.

При движении на автомобиле водитель сталкивается с большим числом самых различных объектов и событий. Его мозг не в состо­янии переработать всю получаемую информацию. Кроме того, далеко не все из того, что он видит, важно для него с точки зрения безопас­ности движения. Поэтому надо научиться из всего потока информа­ции быстро и правильно отбирать и анализировать наиболее важную. Отсутствие такого умения приводит к большой трате времени на обра­ботку сведений, ценность которых, с точки зрения безопасного движе­ния, незначительна.

Важными для водителя являются только те объекты, которые могут повлиять на движение автомобиля и стать причиной критической ситу­ации или ДТП. Следует отметить, что при наблюдении за дорож­но-транспортной обстановкой основную роль играет зрение, а при анализе полученной в результате наблюдения информации требуются определенные умственные навыки.

Умение анализировать — это прежде всего умение классифициро­вать все встречаемые объекты по определенным категориям в зависи­мости от их влияния на безопасность движения автомобиля.



Можно выделить три основные категории объектов.

· Объекты, угрожающие безопасности движения автомобиля. К ним могут относиться неподвижные препятствия, такие, как стоящие автомобили или столбы, движущиеся препятствия — пешеходы, автомобили, велосипедисты и препятствия, закрыва­ющие обзор, — холмы, строения, деревья.

· Объекты информационного характера. К ним относятся дорож­ные знаки, разметка, сигналы светофора и регулировщика.

· Объекты, не представляющие опасности для движения автомо­биля, — реклама, пешеходы, идущие по тротуару и т.д.

 

Дорожно-транспортная обстановка постоянно изменяется, что требует от водителя непрерывного и быстрого анализа информации. Однако, несмотря на многообразие информации, количество объек­тов, которые могут влиять на возникновение ДТП в каждый конкрет­ный момент времени движения, не так уж велико. Поэтому прежде всего надо выявить наиболее важные объекты. Затем на основе более подробного анализа определить степень важности каждого из них. На­пример, включение сигнала поворота стоящего автомобиля — признак того, что автомобиль может начать движение. Важность этого собы­тия высока, так как оно может привести к опасной ситуации. Предполо­жение о начале движения стоящего автомобиля может быть проверено на основе других признаков, например, началом поворота ведущих ко­лес в сторону движения и т.д. Чем больше таких признаков будет вы­делено, тем правильнее будет принятое решение и меньше вероятность возникновения ДТП. Анализ обстановки может стать более быстрым и точным, если на­учиться правильно группировать полученные сведения и рассматри­вать дорожно-транспортную обстановку как набор объектов и событий, относящихся к определенным группам. Это, во-первых, гарантирует учет всей важной информации, во-вторых, сокращает время анализа, в-третьих, позволит более равномерно осматривать всю обстановку.

 

Как мы уже отмечали, все элементы дорожно-транспортной обста­новки можно классифицировать по трем группам:

1) дорожные знаки, сигналы и дорожная разметка;

2) поведение и состояние других участ­ников дорожного движения;

3) дорожные условия.




Содержание раздела