Энциклопедия авто чайника


транспортную обстановку, следует отдельно


 

Анализируя дорожно- транспортную обстановку, следует отдельно рассматривать все объекты и события, относящиеся к каждой группе, выделяя основные признаки, характерные для каждой из них. Рассмо­трим их более подробно.

Дорожные знаки, сигналы регулировщика и светофора и дорож­ная разметка информируют об условиях движения на конкретном участке дороги. Они предупреждают водителя о наличии впереди по­воротов, уклонов и других изменений обстановки, а также напоми­нают о законах дорожного движения. Поэтому анализировать их надо в первую очередь.

Другие участники движения — это другие транспортные средства, водители, управляющие ими, пешеходы, велосипедисты и т.д.

Транспортные средства существенно различаются своими характе­ристиками, у них разная мощность, размеры, тормозные свойства и т.д. Люди, управляющие ими, также различаются по своим способностям, физическому и эмоциональному состоянию. Водитель должен не толь­ко знать о существовании таких различий и о характере их влияния на безопасность движения, но и уметь выявлять их по определенным признакам. Ниже перечислены некоторые признаки, по которым мож­но судить о возможных перемещениях автомобилей и действиях води­телей.

 

Признаки, характеризующие движение автомобиля:

· изменение направления движения и повороты (включение сигналов поворота, расположение на дороге, на полосе, на обочине или у тротуара, направление повернутых передних колес, наклон кузова и распределение груза);

· ускорение и скорость (дым из выхлопной трубы, оседание задней части автомобиля, шум при качении шин по дороге);

· замедление и торможение (включение стоп-сигналов, наклон передней части автомобиля вниз, скрип тормозов);

· состояние автомобиля (наличие повреждений, распределение груза, состояние окон автомобиля, наличие на автомобиле номер­ного знака другой области).

 

Признаки, характеризующие водителя:

· навыки управления автомобилем (использование сигнализации, соблюдение дистанций и скорости движения, характер движения по полосе);

· состояние водителя (разговор с пассажирами, курение, принятие пищи, чтение).

 

Большое число ДТП происходит потому, что один из участников движения не видел другого, а второй, думая, что его видят, не прини­мал необходимых мер для ликвидации опасной ситуации. Поэтому очень важно уметь определять, видят ли вас другие участники си­туации.

Вот некоторые признаки, по которым можно судить об отвлече­нии внимания водителя другого транспортного средства: водитель при­куривает, водитель разговаривает с пассажиром, водитель увидел знакомого и пытается привлечь его внимание. Мешает видимости и загрязнение стекол, неработающие стеклоочистители, солнце, светя­щее прямо в глаза, сувениры, висящие в салоне, и др.

Особого внимания требуют пешеходы и велосипедисты. Поведе­ние этой категории участников дорожного движения наименее пред­сказуемо. Надо быть очень внимательным по отношению к детям. Ребенок не может правильно оценить скорость автомобиля, навыки наблюдения за дорожной обстановкой у него развиты очень плохо.

Перечислим некоторые признаки, которые следует учитывать води­телю при взаимодействии с пешеходами и велосипедистами: возраст, пол и физическое состояние, расположение их на проезжей части, обочине или тротуаре, движение в группе или по отдельности, направ­ление взгляда.



Перейдем к третьей группе — дорожным условиям.

Крутые повороты, подъемы и спуски, сужения. На криволинейных участках дороги условия движения осложняются. Здесь возникает бо­ковая инерционная сала, которая стремится сместить, а в некоторых случаях и опрокинуть автомобиль в сторону, противоположную пово­роту. Чем круче поворот, чем меньше радиус закругления, тем он опас­нее. Напротив, закругления с большими радиусами — 1000–2000 м — практически не требуют изменения режимов движения автомобиля, а потому не опасны.

Многочисленные статистические данные ряда стран позволяют выявить характерную зависимость: чем меньше закругления дороги, тем выше аварийность этого участка. Так, при радиусе кривой менее 100 м относительная аварийность почти в 4 раза выше, чем на закругле­ниях с большим (1000 м и более) радиусом.




Содержание раздела