Энциклопедия авто чайника


качестве объекта другого исследования


 

В качестве объекта другого исследования был выбран обгон. Пове­дение водителей при совершении этого маневра изучалось с помощью фотографирования автомобилей, обгоняющих автомобиль, в котором находились лица, проводившие исследования. Когда к автомобилю экс­периментаторов на прямом участке сзади приближался автомобиль, то его водитель не начинал обгон, если видел впереди встречное транс­портное средство, причем независимо от того, какое до него рас­стояние. Однако в тех случаях, когда автомобиль экспериментаторов приближался к повороту, водители, двигаясь за ним, часто принимали решение совершить обгон. Очевидно, они просто пренебрегали не­большой вероятностью возможного появления из-за поворота встреч­ного автомобиля.

И наконец, третьим примером, подтверждающим тот факт, что большинство водителей пренебрегают маловероятной опасностью, мо­жет служить исследование выбора скорости движения в темное время суток. Было выяснено, на каком расстоянии водитель автомобиля мо­жет в темное время суток заметить пешехода, идущего по дороге впереди. После этого замерена скорость движения большого числа во­дителей. Оказалось, что подавляющее большинство движется со ско­ростями, намного превышающими безопасную, т.е. позволяющую остановиться до столкновения с появившимся пешеходом. Очевидно, вероятность появления пешехода на дороге расценивается как чрезвы­чайно малая величина либо неверно оценивается остановочный путь автомобиля или расстояние, с которого можно заметить пешехода.

Чем же объясняется столь устойчивая склонность людей недооце­нивать маловероятную опасность? Возможно, она связана с тем, что решение принимается по принципу «все или ничего». То есть если ве­роятность появления события оценивается ниже какого-то определен­ного уровня, то оно просто не принимается во внимание.

Другая особенность принятия решения заключается в том, что вероятность желаемого события обычно переоценивается. Эта особен­ность известна многим. Стоит чего-нибудь захотеть очень сильно, как начинает казаться, что достигнуть желаемого совсем нетрудно. При этом все сложности, опасности, сопряженные с достижением цели, сильно преуменьшаются.

Результаты многочисленных экспериментов показывают, что при одинаковой объективной вероятности возникновения двух положи­тельных событий человек склонен считать более вероятным то собы­тие, которое, по его мнению, он может контролировать, исходя из имеющихся у него навыков и способностей. Для пояснения этого вы­вода рассмотрим простой пример. Представьте себе, что в ходе экспе­римента водитель проходил испытания на очень сложном полигоне и он достиг определенного уровня развития навыков вождения. Допус­тим, в 65% случаев он проезжает трассу на полигоне за 10 мин. Если этому водителю, участвующему в соревновании, дать возможность вы­бора — либо получить 85 очков просто так, без проезда по трассе, ли­бо проехать по трассе за время, не превышающее 10 мин., и получить в случае успеха 100 очков, то большинство выбирает второй вариант.

Подобные эксперименты показывают, что люди часто проявляют слишком большую самоуверенность. В условиях дорожного движения чрезмерная самоуверенность довольно часто является причиной ошибок.

Для многих людей очень сложно точно оценить разницу в тяжести возможных последствий при столкновении автомобиля на разных ско­ростях. Как правило, большинство недооценивает влияние скорости на тяжесть возможного последствия столкновения.

В одном эксперименте группе водителей предложили ответить на вопрос, при какой скорости они смогут остановить автомобиль так, чтобы полностью предохранить себя от удара, держась за ручку, нахо­дящуюся на ветровом стекле. Многие назвали скорость около 25 км/ч. Фактически же эта скорость равна всего лишь 7 км/ч.

Восприятие опасности, связанной со скоростью, существенно зави­сит от возраста человека. На вопрос о том, какую роль играет скорость автомобиля в ДТП, лишь 15% водителей в возрасте до 25 лет отме­тили высокую скорость как главную причину происшествий. В то же время среди водителей старше 25 лет ее отметили уже 43%. Очевид­но, молодые водители переоценивают свои возможности компенси­ровать опасные последствия высоких скоростей движения умелым вождением.

Оценивая опасность ситуации, учитывайте вашу склонность к недо­оценке маловероятных событий.

 




Содержание раздела