Энциклопедия авто чайника


Поведение в критических ситуациях


Для первоначального обучения и совершенствования водительского мастерства используют автотренажеры и автодромы. Современные ав­тотренажеры способны имитировать основные режимы движения автомобиля, создавая у обучаемого иллюзию управления автомобилем на дороге. При этом уверенность учащегося в полной безопасности выполнения упражнений на тренажере снимает его нервно-эмоцио­нальное напряжение, облегчает и ускоряет выработку навыков.

На автотренажерах полезно отрабатывать действия органами управления, приемы трогания автомобиля, руления и торможения, ма­неврирования. Основной принцип обучения — многократное повто­рение действия (тренаж), выработка на этой основе динамического стереотипа.

Можно изготовить, например, простейший тренажер для отработ­ки действий рулевым колесом при заносе. Сиденье водителя вместе с рулевой колонкой может на роликах перемещаться влево- вправо, созда­вая иллюзию заноса. Учащийся должен быстро ориентироваться, куда вращать рулевое колесо для стабилизации машины.

На автотренажерах отрабатывают простейшие навыки движения по дороге: трогание и остановка у светофора, обгон, повороты на пе­ресечениях, экстренное торможение, встречный разъезд и др. Для это­го учащийся смотрит на экран, где демонстрируется соответствующий учебный фильм, представляет себя движущимся в автомобиле по изоб­раженной на экране дороге и с помощью органов управления произ­водит необходимые действия в соответствии с дорожной обстановкой.

Разрабатываемые в ряде стран (ФРГ, США) экспериментальные тренажеры с использованием ЭВМ и телетехники позволили получить очень высокую степень имитации реальных условий движения и даже моделировать опасные ситуации (внезапное торможение автомоби­ля-лидера, внезапное появление пешехода, заносы и потеря управля­емости и т.п.).

Закрепление полученных на тренажере навыков осуществляют на учебно-тренировочных площадках и автодромах. Здесь также от­рабатываются приемы экстренного торможения, маневрирования в ограниченных пространствах, управления в заносе, поведения в типич­ных опасных ситуациях методом многократного повторения действий и ситуаций.

Учебная площадка обычно имеет прямоугольную форму размером 80 х 100 м. Для увеличения ее полезной площади большинство элемен­тов площади делается переносными. Используются гибкие стойки-флаж­ки (металлический пруток, пластмассовые трубки и т.п.) высотой 1,5–2 м на плоской подставке диаметром 25–30 см для обозначения траекторий движения, габаритных ограничений. С этой целью используются раз­личные конусы из жести или пластмассы и другие легко опрокидывающи­еся элементы, иногда просто отслужившие срок машины. Для имитации сложных условий движения используют переносные колодки.

Учебные автодромы представляют собой комплекс стационарных сооружений: площадки первоначального обучения, для отработки чув­ства габарита, имитирующие основные элементы улиц и дорог, слож­ные и труднопроходимые участки движения, площадки для имитации опасных ситуаций и др. В зависимости от категории автодром имеет площадь 4–8 га.



    Тренировка чувства габарита и точности глазомера
    Для формирования этих навыков рекомендуется отрабатывать следующие упражнения. Маятник между ограничителями. Водитель с заданного расстояния (между ограничителями) начинает движение, разгоняет авт...
    Отработка действия в опасных ситуациях
    Для этих целей используются либо автомобили-лидеры с опытным инструктором, имитирующие опасные ситуации, либо специальные технические средства, расположенные по маршруту движения и моде­лирующие о...
    Отработка навыков торможения
    Целесообразно учиться торможению на площадках с пониженным коэффициентом сцепления (0,1–0,2), так как именно на скользкой по­верхности наиболее наглядно проявляется неумелое торможение. Оно привод...
    Отработка навыков управления автомобилем в заносе
    Для этих упражнений также нужны площадки с низким коэффициен­том сцепления. Выработку навыков можно начинать с промежуточ­ного управления — торможения на повороте. Если скорость входа в поворот бу...
    Как поступать при технических отказах
    Приемы управления автомобилем, отработанные в условиях автодро­ма, могут пригодиться, если вы попадете в критическую ситуацию на дороге. Как правило, в таких ситуациях все решают мгновения, на раз...
    Рекомендации
    При внезапном разрыве и проколе шины главное — не терять самообладания. Лопнувшая шина становится как бы цент­ром поворота автомобиля. Надо покрепче держать рулевое колесо, не давая ему самопроизв...
    Рекомендации 2
    Видимо, произошло отсоединение рулевых тяг, и правое переднее колесо стало неуправляемым. Если отсоединивше­еся колесо сразу круто развернулось, то в этой ситуации при высокой скорости водителю, к...
    Рекомендации 3
    При внезапном выходе из строя тормозов автомо­биля в процессе движения покачайте педалью тормоза для появления давления в системе, обеспечивающего хоть какое-нибудь торможение. Можно включить стоя...
    Рекомендации 4
    Водитель во время движения, видимо, не обратил внимания на признаки плохо закрепленного колеса: при скорости ме­нее 50 км/ч в передней подвеске автомобиля появляется беспорядоч­ный стук, а при ско...



Содержание раздела