Поведение в критических ситуациях
Для первоначального обучения и совершенствования водительского мастерства используют автотренажеры и автодромы. Современные автотренажеры способны имитировать основные режимы движения автомобиля, создавая у обучаемого иллюзию управления автомобилем на дороге. При этом уверенность учащегося в полной безопасности выполнения упражнений на тренажере снимает его нервно-эмоциональное напряжение, облегчает и ускоряет выработку навыков.
На автотренажерах полезно отрабатывать действия органами управления, приемы трогания автомобиля, руления и торможения, маневрирования. Основной принцип обучения — многократное повторение действия (тренаж), выработка на этой основе динамического стереотипа.
Можно изготовить, например, простейший тренажер для отработки действий рулевым колесом при заносе. Сиденье водителя вместе с рулевой колонкой может на роликах перемещаться влево- вправо, создавая иллюзию заноса. Учащийся должен быстро ориентироваться, куда вращать рулевое колесо для стабилизации машины.
На автотренажерах отрабатывают простейшие навыки движения по дороге: трогание и остановка у светофора, обгон, повороты на пересечениях, экстренное торможение, встречный разъезд и др. Для этого учащийся смотрит на экран, где демонстрируется соответствующий учебный фильм, представляет себя движущимся в автомобиле по изображенной на экране дороге и с помощью органов управления производит необходимые действия в соответствии с дорожной обстановкой.
Разрабатываемые в ряде стран (ФРГ, США) экспериментальные тренажеры с использованием ЭВМ и телетехники позволили получить очень высокую степень имитации реальных условий движения и даже моделировать опасные ситуации (внезапное торможение автомобиля-лидера, внезапное появление пешехода, заносы и потеря управляемости и т.п.).
Закрепление полученных на тренажере навыков осуществляют на учебно-тренировочных площадках и автодромах. Здесь также отрабатываются приемы экстренного торможения, маневрирования в ограниченных пространствах, управления в заносе, поведения в типичных опасных ситуациях методом многократного повторения действий и ситуаций.
Учебная площадка обычно имеет прямоугольную форму размером 80 х 100 м. Для увеличения ее полезной площади большинство элементов площади делается переносными. Используются гибкие стойки-флажки (металлический пруток, пластмассовые трубки и т.п.) высотой 1,5–2 м на плоской подставке диаметром 25–30 см для обозначения траекторий движения, габаритных ограничений. С этой целью используются различные конусы из жести или пластмассы и другие легко опрокидывающиеся элементы, иногда просто отслужившие срок машины. Для имитации сложных условий движения используют переносные колодки.
Учебные автодромы представляют собой комплекс стационарных сооружений: площадки первоначального обучения, для отработки чувства габарита, имитирующие основные элементы улиц и дорог, сложные и труднопроходимые участки движения, площадки для имитации опасных ситуаций и др. В зависимости от категории автодром имеет площадь 4–8 га.
Тренировка чувства габарита и точности глазомера
Для формирования этих навыков рекомендуется отрабатывать следующие упражнения. Маятник между ограничителями. Водитель с заданного расстояния (между ограничителями) начинает движение, разгоняет авт...
Отработка действия в опасных ситуациях
Для этих целей используются либо автомобили-лидеры с опытным инструктором, имитирующие опасные ситуации, либо специальные технические средства, расположенные по маршруту движения и моделирующие о...
Отработка навыков торможения
Целесообразно учиться торможению на площадках с пониженным коэффициентом сцепления (0,1–0,2), так как именно на скользкой поверхности наиболее наглядно проявляется неумелое торможение. Оно привод...
Отработка навыков управления автомобилем в заносе
Для этих упражнений также нужны площадки с низким коэффициентом сцепления. Выработку навыков можно начинать с промежуточного управления — торможения на повороте. Если скорость входа в поворот бу...
Как поступать при технических отказах
Приемы управления автомобилем, отработанные в условиях автодрома, могут пригодиться, если вы попадете в критическую ситуацию на дороге. Как правило, в таких ситуациях все решают мгновения, на раз...
Рекомендации
При внезапном разрыве и проколе шины главное — не терять самообладания. Лопнувшая шина становится как бы центром поворота автомобиля. Надо покрепче держать рулевое колесо, не давая ему самопроизв...
Рекомендации 2
Видимо, произошло отсоединение рулевых тяг, и правое переднее колесо стало неуправляемым. Если отсоединившееся колесо сразу круто развернулось, то в этой ситуации при высокой скорости водителю, к...
Рекомендации 3
При внезапном выходе из строя тормозов автомобиля в процессе движения покачайте педалью тормоза для появления давления в системе, обеспечивающего хоть какое-нибудь торможение. Можно включить стоя...
Рекомендации 4
Водитель во время движения, видимо, не обратил внимания на признаки плохо закрепленного колеса: при скорости менее 50 км/ч в передней подвеске автомобиля появляется беспорядочный стук, а при ско...
Содержание раздела