Отработка навыков управления автомобилем в заносе
Для этих упражнений также нужны площадки с низким коэффициентом сцепления. Выработку навыков можно начинать с промежуточного управления — торможения на повороте. Если скорость входа в поворот будет завышена или выполняется слишком резкое торможение с одновременным поворотом управляемых колес, автомобиль может легко не принять маневра и скользить прямо либо его занесет. С помощью этого упражнения, кроме овладения способом торможения в повороте, можно научиться чувствовать момент начала заноса. Управление автомобилем в заносе может отрабатываться с помощью «змейки» на гладком скользком покрытии. Вначале рекомендуется разогнать автомобиль и перейти на 2-ю передачу, затем искусственно с помощью резкого поворота рулевого колеса и увеличения подачи топлива вызвать занос задней оси, затем с помощью руления и дросселирования стабилизировать движение автомобиля и тут же перевести занос в противоположную сторону. После твердого овладения навыками стабилизации движения автомобиля и управления заносом увеличивают скорость выполнения данного упражнения до 40–50 км/ч.
После этого следует отработать технику движения в заносе по кругу и эллипсу. Это упражнение позволяет закрепить технику управления и контроля заноса с помощью руления и дросселирования. Задача упражнения состоит в удержании автомобиля в заносе на дуге определенного радиуса. Это достигается подбором угла поворота управляемых колес и степени открытия дросселей.
Управляемый занос может быть вызван также предварительным поворотом рулевого колеса в сторону, противоположную кривой дороги (контр смещение) с последующим обратным вращением рулевого колеса в сторону поворота.
Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях поворотов водитель не касается педали тормоза на дуге закругления, так как это тут же приведет к потере управляемости автомобиля. На скользкой дороге автомобиль может даже скользить не по дуге, а прямо с повернутыми колесами, если пользоваться педалью тормоза. Для лучшей устойчивости корпуса на повороте левой ногой нужно упереться в пол или над колесную арку кабины и плотнее прижать спину к сиденью, вытянув руки. Правая нога на педали дросселей.
Следует подчеркнуть, что указанные приемы требуют специальной и длительной тренировки на автодромах, применять их без подготовки опасно да и не всегда возможно из-за интенсивного движения на дорогах. Поэтому наиболее безопасный и верный способ предотвращения возникновения критических ситуаций — это предельное внимание при движении на дорогах и обязательное выполнение требований дорожных знаков.
Если имеется встречный транспорт, то все указанные способы выхода из критических ситуаций, разумеется, неприемлемы. Рекомендовать в этом случае водителю что-либо трудно, так как все зависит от конкретных условий: состояния дороги, наличия уклонов и виражей, больших деревьев, дорожных ограждений, пешеходов, ширины и состояния обочины, ее крутизны и других факторов. Однако в любом случае при наличии встречного транспорта водитель обязан искать выход из критической ситуации только на своей полосе, не подвергая опасности других участников движения. При этом иногда лучше съехать с дороги, не входя в опасный поворот, или даже свернуть в другую сторону. В общем, в этом случае действуют по правилу «из двух зол выбирай меньшее».
Содержание раздела