Энциклопедия авто чайника


Отработка навыков управления автомобилем в заносе


Для этих упражнений также нужны площадки с низким коэффициен­том сцепления. Выработку навыков можно начинать с промежуточ­ного управления — торможения на повороте. Если скорость входа в поворот будет завышена или выполняется слишком резкое торможе­ние с одновременным поворотом управляемых колес, автомобиль мо­жет легко не принять маневра и скользить прямо либо его занесет. С помощью этого упражнения, кроме овладения способом торможе­ния в повороте, можно научиться чувствовать момент начала заноса. Управление автомобилем в заносе может отрабатываться с помощью «змейки» на гладком скользком покрытии. Вначале рекомендуется ра­зогнать автомобиль и перейти на 2-ю передачу, затем искусственно с помощью резкого поворота рулевого колеса и увеличения подачи топ­лива вызвать занос задней оси, затем с помощью руления и дроссели­рования стабилизировать движение автомобиля и тут же перевести занос в противоположную сторону. После твердого овладения навы­ками стабилизации движения автомобиля и управления заносом уве­личивают скорость выполнения данного упражнения до 40–50 км/ч.

После этого следует отработать технику движения в заносе по кругу и эллипсу. Это упражнение позволяет закрепить технику управления и контроля заноса с помощью руления и дросселирования. Задача упражнения состоит в удержании автомобиля в заносе на дуге опреде­ленного радиуса. Это достигается подбором угла поворота управля­емых колес и степени открытия дросселей.

Управляемый занос может быть вызван также предварительным поворотом рулевого колеса в сторону, противоположную кривой доро­ги (контр смещение) с последующим обратным вращением рулевого колеса в сторону поворота.

Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях поворотов водитель не касается педали тормоза на дуге закругления, так как это тут же приведет к потере управляемости автомобиля. На скользкой дороге автомобиль может даже скользить не по дуге, а прямо с повернутыми колесами, если пользоваться педалью тормоза. Для лучшей устойчиво­сти корпуса на повороте левой ногой нужно упереться в пол или над колесную арку кабины и плотнее прижать спину к сиденью, вытянув руки. Правая нога на педали дросселей.

Следует подчеркнуть, что указанные приемы требуют специальной и длительной тренировки на автодромах, применять их без подготов­ки опасно да и не всегда возможно из-за интенсивного движения на дорогах. Поэтому наиболее безопасный и верный способ предотвра­щения возникновения критических ситуаций — это предельное внима­ние при движении на дорогах и обязательное выполнение требований дорожных знаков.

Если имеется встречный транспорт, то все указанные способы выхода из критических ситуаций, разумеется, неприемлемы. Рекомен­довать в этом случае водителю что-либо трудно, так как все зависит от конкретных условий: состояния дороги, наличия уклонов и вира­жей, больших деревьев, дорожных ограждений, пешеходов, ширины и состояния обочины, ее крутизны и других факторов. Однако в лю­бом случае при наличии встречного транспорта водитель обязан ис­кать выход из критической ситуации только на своей полосе, не подвергая опасности других участников движения. При этом иногда лучше съехать с дороги, не входя в опасный поворот, или даже свер­нуть в другую сторону. В общем, в этом случае действуют по правилу «из двух зол выбирай меньшее».






Содержание раздела