Энциклопедия авто чайника


Тренировка чувства габарита и точности глазомера


Для формирования этих навыков рекомендуется отрабатывать следующие упражнения.

Маятник между ограничителями. Водитель с заданного расстояния (между ограничителями) начинает движение, разгоняет автомобиль и останавливает его, стараясь коснуться стойки передним или задним бампером, но не сбить ее. Начинают упражнение с расстояния 5 м между стойками, затем их раздвигают на 10, 15 м. При этом высоту стойки постепенно снижают от 1,5 м в начале упражнения до 0,5 м в конце, чтобы водитель не видел ограничителя в момент касания его. Это упражнение (с постепенным увеличением темпа) хорошо развива­ет чувство расстояния до ограничителя. Упражнение считается усвоен­ным, когда расстояние от переднего бампера автомобиля до стойки не превышает 10 м, от заднего — 20 см.

Подъезд к ограничителю средней стойкой кузова. При выполнении данного упражнения водитель должен ехать, выбрав такие скорости и режимы торможения, чтобы остановиться правой средней стойкой кабины автомобиля напротив переносной стойки. Упражнение выпол­няют с постепенным увеличением скорости, при этом высоту стойки уменьшают с 1,5 до 0,5 м. Если обеспечивается устойчивая точность подъезда (±5 см), то данный навык считается усвоенным.

Габаритные коридоры. Выполняют передним и задним ходом с по­степенным увеличением скорости проезда и сдвиганием стоек друг к другу, оставляя зазор в конце упражнения не более 20 см с каждой стороны автомобиля.

Затем упражнение усложняют, подавая автомобиль задним ходом, предварительно расположив его вне линии габаритного коридора (10–15 м влево или вправо).

«Змейки» полезно отрабатывать также передним и задним ходом с постепенным увеличением скорости и уменьшением шага «змейки». Вначале тренируются, вращая рулевое колесо двумя руками, затем од­ной (правой, левой). Причем выполняют сначала «змейку» с постоян­ным, затем с переменным шагом.

Заезд в бокс. Выполняется сначала передним ходом из положения прямо, затем задним ходом с разворота. На первом этапе автомобиль можно подавать задним ходом с поворотом корпуса, наблюдая выпол­нение маневра через правое плечо, затем в зеркала заднего вида.

Движение по доске и эстакаде позволяет выработать чувство габа­рита. Вначале упражнение отрабатывается передним ходом из положе­ния прямо, затем задним ходом, передним ходом с поворотом, задним ходом с поворотом.

Упражнение по установке автомобиля на стоянку развивает одновре­менно статический глазомер и умение маневрировать задним ходом. Задача состоит в том, чтобы из исходного положения за одну попытку установить автомобиль между ограничителями параллельно тротуару.

Для развития динамического глазомера рекомендуется выполнять на автодроме групповые упражнения. В этих случаях используют ради­опереговорные устройства, которыми оснащены участвующие в упраж­нении автомобили (6–8 машин).

Руководитель упражнений с радиостанцией находится на автодро­ме и имеет возможность наблюдать за ходом тренировки. На каждой машине крепится ее порядковый номер (например, от 1 до 6), и ру­ководитель по радио может давать участникам как групповые указания, так и индивидуальные каждому участнику, называя его порядковый номер. Все действия выполняются строго по радиокомандам руково­дителя. Начальная скорость 10–15 км/ч, в конце упражнения — 25–30 км/ч.

Основная задача — выдерживать задаваемые руководителем дистан­ции и интервалы, не прибегая к включению тормозной системы, а только дросселированием.

 

Рекомендуются следующие упражнения:

· движение в колонне с переменной дистанцией. Начинают со ско­рости 10 км/ч и дистанции 10 м, доводя в конце упражнения ско­рость до 30 км/ч, а дистанцию — до 20 м;

· движение с перестроением. Из колонны по одному по команде руководителя с задаваемым интервалом участники перестраива­ются в колонну по два, по три.

 

По мере приобретения чувства оценки дистанции в движении дан­ные упражнения можно усложнить, например двигаться «змейкой» в потоке, перестраиваться на поворотах и т.п.

Если нет возможности проводить групповые занятия, динамиче­ский глазомер можно совершенствовать с помощью технических при­способлений. Водитель должен так рассчитать скорость и маневр при подъезде к препятствиям, чтобы проехать, не задев их. Препятствия (подвешенные резиновые шланги или подвижные картонные кубы) передвигаются в меняющемся режиме и направлении, задаваемых с пульта управления.

 




Содержание раздела