Внутренний тюнинг
Нитрооксид, закись азота — все эти термины обозначают химическое соединение N2O. Иногда можно услышать выражение — «веселящего газа нанюхался». И это тоже о нем. Невидимое глазу вещество обладает легким сладковатым запахом, который вызывает возбуждение и приступы беспричинного веселья у тех, кто его вдохнул. Правда, увлекаться не стоит — при большой концентрации он, безусловно, смертелен для человеческого организма. Но нас больше интересует другое свойство нитрооксида — при температуре около +300° С он распадается на азот и кислород.
Химически это выглядит так: 2N2O → 2N2 +02. Вторая составляющая и представляет особый интерес для всех фанатов мощности. Как выжать из двигателя внутреннего сгорания дополнительные «лошадки»? Основной способ известен: сжечь в цилиндрах больше рабочей смеси — вот вам и мощность. Добиться этого можно, к примеру, при помощи нагнетателя или увеличения рабочего объема, а можно призвать на помощь кислород. Вот егото как раз в нитрооксиде и предостаточно: N2O содержит почти в 2,5 раза больше кислорода, чем воздух. Но и это еще не все. Распыляясь, вещество значительно понижает температуру воздуха, увеличивая тем самым его плотность. Значит, у нас еще больше смеси! Грех не воспользоваться таким «веселым» газом, — настроение двигателя явно улучшится. А возможность взрыва устройства просто исключена — нитрооксид сам по себе совершенно не горюч. Но и баловаться с баллоном не стоит.
Первыми, кому довелось испытать на себе «раздухарившиеся» движки, были летчики. Практически все военные самолеты Второй мировой приводились в движение поршневыми моторами, которые, как известно, чувствительны к перепадам высот. Кроме того, они не способны при необходимости резко увеличить скорость полета. Кому то из немецких конструкторов пришла идея подбавлять к рабочей смеси закись азота. Вскоре после начала войны тысячи «мессеров» и «фоккеров» оборудовали системами под кодовым названием «GM1». Теперь самолеты могли резко набирать высоту, не опасаясь «провалов», и ускоряться, подобно ракетам — но на очень короткие промежутки времени. Самолеты, оснащенные GM1, попадали и к нам в качестве трофеев. Наших специалистов новинка не заинтересовала: одних смущала большая масса устройства (какникак — 262 кг, таковы были технологии тех времен), другие и вовсе приняли GM1 за химическое оружие. Видимо, их ввели в заблуждение кислородные маски, которыми комплектовались высотные модификации Bf 109. А вот американцы и англичане усердно занялись копированием системы. Но благодаря мощнейшим чарджерам, новейшие моторы «Grifon» фирмы «Rolls Royce» и без того превосходили немецкие по всем показателям. С появлением первых реактивных самолетов интерес к «поршневикам» стал постепенно угасать, а про закись азота в авиации и вовсе забыли.
Усилия секретных КБ рейха пригодились десяток лет спустя. Бывшие авиационные инженеры, которых среди хотроддеров в 50е было хоть пруд пруди, начали эксперименты по оснащению некогда секретной системой своих многолитровых монстров. Увы, все упиралось в сам газ, занесенный в те времена в реестр боевых отравляющих веществ. Некоторые оригиналы все таки пытались приспособить систему к автомобильным двигателям. Одним из них был известный гонщик Смоки Юник, оснастивший свой стоккар впрыском закиси азота (это было в 50е годы). Ему удалось выиграть несколько соревнований, прежде чем спортивные комиссары NASCAR обнаружили несоответствие конструкции техническим требованиям. Систему поставили вне закона. Конечно, некоторые несознательные гонщики тайно баловались «запрещенными препаратами» (возможно, делают это и сейчас), но — лишь в эпизодических случаях.
Настоящая революция произошла в начале 70х годов, и совершили ее двое — Майк Термос и Дейл Вазнаян. Будучи опытными гонщиками (а также и механиками), они по достоинству оценили весь потенциал «веселящего газа» и вплотную занялись адаптацией нитросистемы к автомобильному двигателю. Дело пошло, и в 1978 году Майк и Дейл основали компанию «Nitrous Oxide Systems Inc.» («NOS»). Кстати, если услышите, что оксид называют «NOS», знайте — это торговая марка самой известной на сегодняшний день фирмы. Несколько лет у Майка и Дейла ушло только на раскрутку продукта: приходилось популярно разъяснять людям, что «баллончики» очень эффективны, вполне надежны и ничуть не опасны. Масла в огонь подливали и известные хотроддерские журналы. Дрэгрейсинг, с более свободными правилами, тоже не остался в стороне — куча рекордов принадлежит именно нитрооксидным машинам. Сейчас технология производства систем впрыска закиси азота отработана до мелочей и освоена многими фирмами. Кроме «NOS», входящей в состав компании «Holley», «нитро» предлагают «Zex», «TNT», «Nitrous Works», «High Power Systems» и другие.
Содержание раздела