Психология общения с ГИБДД
Для большинства автомобилистов общение с инспектором ГИБДД — событие неприятное. Но если научиться правильно строить отношения, то неизбежные встречи с блюстителями порядка на дорогах перестанут быть для нас источником ненужных переживаний.
Американский психолог Аллан Пиз предложил свой вариант общения с инспектором. Если вас остановил дорожный полицейский, считает Пиз, необходимо немедленно выйти из машины и самому подойти к представителю власти — «на его территорию». Этим вы проявляете уважение, и, по теории, он должен отнестись к вам более благосклонно. Подойдя к полицейскому, постарайтесь пригнуться, чтобы казаться ниже него ростом. Таким образом вы как бы принижаете свой социальный статус. А дальше начинайте оправдываться, распишитесь в своей глупости и безответственности и, наоборот, отметьте бдительность и добросовестность полицейского. Затем попросите умоляющим голосом не штрафовать вас, повернув руки ладонями вверх. Этот жест выражает открытость и лояльность. В результате инспектор проникнется к вам доверием, убедится, что вы совершили нарушение по оплошности, в чем искренне раскаиваетесь. Как уверяет Аллан Пиз, дорожный полицейский вас отечески пожурит и отпустит без штрафа на все четыре стороны, пожелав доброго пути.
Будут ли эти рекомендации работать в наших условиях? Мнение протестированных российских автомобилистов оказалось единодушным: благодарность за проявленную бдительность будет воспринята сотрудником ГИБДД как глумление и издевательство, а просьба не выписывать штраф скорее всего вызовет отвращение к нарушителю. То есть эффект от этих манипуляций будет прямо противоположным.
Итак, общение водителя и инспектора у «нас» и у «них» строится по разным законам, в силу чего подобные рекомендации у нас не работают. Да и для «них», на самом деле, толку от подобных советов немного. В Америке и во многих европейских странах дорожное законодательство настолько жесткое по отношению к нарушителям, что никакая «невербалка» не поможет. К сожалению, в России отношения власти с отдельно взятой личностью строились, как правило, на подавлении и унижении, с одной стороны, и на враждебности и неприязни — с другой. Поэтому наш человек будет первым делом стремиться оградить свое собственное достоинство. Но отрицать огромное значение невербального общения не стоит. Вспомните, ведь даже проезжая мимо стоящих у края дороги инспектора и водителя, по их жестам и позам вы почти безошибочно определяете тональность разговора. И как бы ни были разнообразны индивидуальные стили поведения, их можно свести к трем основным: агрессивный, уверенный и неуверенный.
Агрессивный стиль в большей мере свойственен мужчинам. Агрессор всегда на войне, он бессознательно готов вступить в схватку. Это, естественно, отражается на его стиле вождения, поэтому поводов для общения с сотрудниками ГИБДД у него предостаточно. В общении с инспектором Агрессор старается еще больше увеличить свою значимость. Он широко жестикулирует, пристально смотрит в глаза, сокращает дистанцию, наступая на собеседника. Говорит громким голосом, позволяя себе срываться на крик, угрожающие заявления, язвительные шутки. На сотрудника ГИБДД подобный стиль поведения обычно действует как красная тряпка на быка. Инспектор считает себя хозяином положения, и агрессивное поведение может бессознательно восприниматься им как нападение. А способов активной защиты у сотрудника ГИБДД предостаточно: проверка на алкоголь, техническое состояние, комплектность аспирина в аптечке и т.д. и т.п. Обычно вся эта история заканчивается штрафом в максимальном размере и эмоциональным перевозбуждением.
Агрессивное поведение характерно и для женщин, считающих себя надежно защищенными своим личным или чужим (мужа, друга, отца) социальным статусом. В общении с сотрудником ГИБДД они всячески стараются подчеркнуть эту статусную разницу. Проявляется это в жестах и мимике, выражающих надменность и пренебрежение. Словесно такие женщины пытаются принизить инспектора, выразить глубочайшее свое к нему презрение. Но тем не менее они готовы немедленно заплатить, чтобы отделаться от раздражающей ситуации. Обычно это стоит недешево, ведь платить приходится и за нарушение, и за статус.
Неуверенный стиль поведения чаще всего характерен именно для женщин. Ведь дамам до сих пор приходится доказывать окружающим, в том числе и инспекторам, что они являются полноправными участниками дорожного движения. «Робкие» женщины стараются не выходить из машины, оставаясь под защитой своей территории. Предпочитают не смотреть в глаза, говорят тихим голосом, сбиваясь и путаясь в объяснениях. Они стремятся поскорее закончить этот неприятный разговор и поэтому сразу протягивают права с вложенной в них купюрой. Точно так же поступают и водители-мужчины, для которых характерен неуверенный стиль поведения. А в качестве психической защиты они рационализируют свои действия и объясняют нежелание вступать в диалог нежеланием терять драгоценное время.
Наиболее удачливые водители, как мужчины, так и женщины, — те, кто демонстрирует уверенное поведение.
Чем характерно такое поведение?
· Вы находитесь с собеседником на оптимальной дистанции общения — в интервале от 80 см до 1,5 метра. · Говорите достаточно громко, с уверенной интонацией и соответствующей смыслу сказанного жестикуляцией. (Она не должна быть слишком бурной и демонстрировать эмоциональную возбужденность.)
· Взгляд спокойный, глаза не бегают, но и не пожирают собеседника.
Информируйте инспектора о своих правах, желаниях и намерениях от первого лица, четко и кратко.
Запомните, отстаивая свои права, уверенный человек учитывает интересы других, умеет быть дипломатичным. (Кстати, особенно хорошо это получается у уверенных в себе женщин, они улыбаются, но улыбка у них не заискивающая, а располагающая.)
Итак, проанализировав свою манеру общения с инспекторами, можно сделать соответствующие выводы и постараться свести все возможные конфликты к нулю. Во многом наш стиль поведения зависит от того негативного образа инспектора, который был сформирован в нашем сознании. Сотрудники ГИБДД прекрасно это понимают. Весной была предпринята беспрецедентная попытка разрушить этот стереотип. Восьмого марта инспектора останавливали женщин-водителей, вручали им цветы, говорили комплименты, желали счастливого пути и даже не штрафовали за мелкие нарушения. Женщины были приятно поражены.
Как победить в поединке с автоинспектором
От характера инспектора зависит многое «Вычислив» его, вы избавите себя от лишних проблем. С точки зрения психологии, любой водитель и инспектор ГИБДД — участники постоянной ролевой игры: вы — «п...
Содержание раздела