Тренировка чувства габарита и точности глазомера.
Для формирования этих навыков рекомендуется отрабатывать следующие упражнения.
1. Маятник между ограничителями (рис. 72). Водитель с заданного расстояния (между ограничителями) начинает движение, разгоняет автомобиль и останавливает его, стараясь коснуться стойки передним или задним бампером, но не сбить ее. Начинают упражнение с
расстояния 5 м между стойками, затем их раздвигают на 10, 15 м. При этом высоту стойки постепенно снижают от 1,5 м в начале упражнения до 0,5 м в конце, чтобы водитель не видел ограничителя в момент касания его. Это упражнение (с постепенным увеличением темпа) хорошо развивает чувство расстояния до ограничителя. Упражнение считается усвоенным, когда расстояние от переднего бампера автомобиля до стойки не превышает 10 м, от заднего — 20 см.
2. Подъезд к ограничителю средней стойкой кузова (рис. 73).
При выполнении данного упражнения водитель должен ехать, выбрав такие скорости и режимы торможения, чтобы остановиться правой средней стойкой кабины автомобиля напротив переносной стойки. Упражнение выполняют с постепенным увеличением скорости, при этом высоту стойки уменьшают с 1,5 до 0,5 м. Если обеспечивается устойчивая точность подъезда (± 5 см), то данный навык считается усвоенным.
3. Габаритные коридоры (рис. 74). Выполняют передним и задним ходом с постепенным
увеличением скорости проезда и сдвиганием стоек друг к другу, оставляя зазор в конце упражнения не более 20 см с каждой стороны автомобиля.
Затем упражнение усложняют, подавая автомобиль задним ходом, предварительно расположив его вне линии габаритного коридора (10—15 м влево или вправо).
4. “Змейки” (рис. 75) полезно отрабатывать также передним и задним ходом с постепенным увеличением скорости и уменьшением шага “змейки”. Вначале тренируются, вращая рулевое колесо двумя руками, затем одной (правой, левой). Причем выполняют сначала “змейку” с постоянным, затем с переменным шагом.
5. Заезд в бокс (рис. 76). Выполняется сначала передним ходом из положения прямо, затем задним ходом с разворота. На первом этапе автомобиль можно подавать задним ходом с поворотом корпуса, наблюдая выполнение маневра через правое плечо, затем в зеркала заднего вида.
6. Движение по доске и эстакаде (рис.77) позволяет выработать чувство габарита. Вначале упражнение отрабатывается передним ходом из положения прямо, затем задним ходом, передним ходом с поворотом, задним ходом с поворотом.
7. Упражнение по установке автомобиля на стоянку (рис. 78) развивает одновременно статический глазомер и умение маневрировать задним ходом. Задача состоит в том чтобы из исходного положения за одну попытку установить автомобиль между ограничителями параллельно тротуару.
Для развития динамического глазомера рекомендуется выполнять на автодроме групповые упражнения. В этих случаях используют радиопереговорные устройства, которыми оснащены участвующие в упражнении автомобили (6—8 машин). Руководитель упражнений с радиостанцией находится на автодроме и имеет возможность наблюдать за ходом тренировки. На каждой машине крепится ее порядковый номер (например, от 1 до 6), и руководитель по радио может давать участникам как групповые указания, так и индивидуальные каждому участнику, называя его порядковый номер. Все действия выполняются строго по радиокомандам руководителя. Начальная скорость 10—15 км/ч, в конце упражнения — 25—30 км/ч,
Основная задача — выдерживать задаваемые руководителем дистанции и интервалы, не прибегая к включению тормозной системы, а только дросселированием. Рекомендуется отработать следующие упражнения:
1) движение в колонне с переменной дистанцией. Начинают со скорости 10 км/ч и дистанции 10 м, доводя в конце упражнения скорость до 30 км/ч, а дистанцию — до 20м;
2) движение с перестроением. Из колонны по одному по команде руководителя с задаваемым интервалом участники перестраиваются в колонну по два, по три.
По мере приобретения чувства оценки дистанции в движении данные упражнения можно усложнить, например двигаться “змейкой” в потоке, перестраиваться на поворотах и т. п.
Если нет возможности проводить групповые занятия, динамический глазомер можно совершенствовать с помощью технических приспособлений. Водитель должен так рассчитать скорость и маневр при подъезде к препятствиям, чтобы проехать, не задев их. Препятствия (подвешенные резиновые шланги или подвижные картонные кубы) передвигаются в меняющемся режиме и направлении, задаваемых с пульта управления.
Содержание раздела