Схема эпизода с аалтоненом в австрийском ралли:
- подход к повороту;
- заход и движение в повороте с управляемым заносом;
- торможение - колеса заблокированы, автомобиль скользит по касательной к первоначальной тректории;
- разблокирование колес, увеличение угла заноса для снижения скорости и переход на траекторию большего радиус;
- выход из поворота.
Этот эпизод, схематично изображенный на
рис. 14, демонстрирует работу гонщика экстра-класса. Высшее мастерство здесь проявляется не в самом выполнении приема "соскальзывания" с траектории (отработанный заранее и взятый на вооружение, он не представляет особой сложности), а в том, что за какие-то десятые доли секунды человек за рулем находит оригинальный выход, являющийся фактически единственным в данной критической ситуации.
Способность к творческому поиску в такой обстановке и является для гонщика одним из основных показателей мастерства, фундамент которого закладывается прежде всего в процессе овладения основными приемами и дальнейшего совершенствования их выполнения. Приемы эти основаны на знании того, как поведет себя машина в любой ситуации.
Рассмотрим обязательные элементы торможения. Хотя речь пойдет о "спортивном" торможении, приемами его, пусть не в совершенстве, полезно владеть каждому водителю, они могут пригодиться в критической ситуации.
Нередко те, кто решил пробовать свои силы в автомобильных соревнованиях, задают вопрос, с чего им начать, на что обратить особое внимание. Здесь можно дать совет: научитесь правильно тормозить. К сожалению, довольно часто человек, пришедший в автоспорт, начинает свою самостоятельную деятельность не с повышения мастерства управления автомобилем. Он ищет возможности увеличить мощность двигателя, не учитывая, что при любой мощности двигателя у автомобиля с любым приводом па колеса динамика торможения превышает динамику разгона, и именно в торможении заложен резерв, который следует научиться использовать.
Приемы торможения зависят от дорожной ситуации и очень разнообразны. Причем спортсмен при торможении должен уметь чередовать разные по продолжительности и величине усилия. Поэтому контакт стопы с педалью тормоза должен быть в наиболее чувствительном месте
- верхней ее части (
рис. 15.2). Некоторые спортсмены выполняют торможение пяткой (см.
рис. 15.1) с тем, чтобы носком можно было делать "перегазовку". Но пятка имеет мало нервных окончаний, чувствительность ее недостаточна для необходимого контроля над усилиями, прилагаемыми к педали. При торможении пальцы ноги (см.
рис. 15.3), возможно, более чувствительны, чем верхняя часть стопы, но усилие, передаваемое педали, нестабильно. В этом случае нога может соскользнуть с педали, чего допустить нельзя.