Энциклопедия авто чайника


Взаимодействие с участниками дорожного движения


Обеспечение безопасности немыслимо без четкого взаимодействия участников движения. Поэтому очень важно освоить и применять все способы такого взаимодействия.

Как сообщить о своих намерениях? Когда вы хотите изменить нап­равление движения, не забывайте о том, что при перестроении, по­вороте, развороте вероятность столкновения с другим транспортным средством увеличивается. Своевременное сообщение о своих намере­ниях значительно снижает эту вероятность.

Не забывайте подать сигнал всякий раз, когда вы перестраиваетесь на другую полосу, собираетесь повернуть, выехать или съехать с доро­ги, хотите остановиться, начинаете движение после остановки или стоянки.

Подавать сигналы надо так, чтобы они были хорошо видны, вовре­мя замечены и правильно поняты другими участниками дорожного движения. Чем раньше вы подадите сигнал о ваших дальнейших наме­рениях, тем больше будет у других участников времени, чтобы этот сигнал принять и отреагировать на него.

Учитывайте условия движения в некоторых ситуациях. Слишком ранняя подача сигнала может дезориентировать других участников. Например, если хотите остановиться за перекрестком, не стоит пода­вать сигнал перед перекрестком, лучше подать его, когда вы уже въе­хали на перекресток. Если вы собираетесь повернуть на пересечении, перед которым в непосредственной близости располагается еще один перекресток, то не включайте указатель поворота до тех пор, пока не проедете первое пересечение. Если вы подадите сигнал раньше, то другие участники могут решить, что вы будете поворачивать не на вто­ром, а на первом перекрестке, и предпримут действия, опасные в дан­ной ситуации, например начнут левый поворот или завершение обгона.

Подавайте сигнал об изменении направления движения как можно раньше, но так, чтобы он не дезориентировал других водителей. Надо выработать у себя привычку включать указатель поворота всякий раз, когда вы изменяете направление движения, независимо от того, есть ли вокруг другие участники движения или нет. Привычка должна быть выработана прочно, надежно, основательно. После выполнения мане­вра проверьте, выключен ли сигнал поворота. При очень плавном повороте автоматическое выключение сигнала может не сработать.

Иногда сигнал рукой предпочтительнее, чем сигнал указателем поворота. Например, в ясный яркий солнечный день (когда солнце светит прямо в глаза или сбоку) бывает трудно разглядеть, включена или нет лампочка сигнала поворота. В плохую погоду (дождь, снег, грязь на дороге) тоже можно не увидеть сигнала, если указатель забрыз­ган грязью.

О ваших намерениях другие люди могут судить по той позиции, которую занимает ваш автомобиль на проезжей части. Например, то, что вы, приближаясь к перекрестку, перестраиваетесь в крайнюю правую полосу, может подсказать другим водителям, что вы хотите повернуть направо. Однако только позиция автомобиля, не подкреп­ленная предупреждающими сигналами, дает весьма неопределенную информацию. Не забывайте о сигналах.

Очень важно, чтобы позиция автомобиля вместо полезной инфор­мации не давала информации дезориентирующей. Например, иногда водители несколько отклоняются от прямолинейного движения влево не для того, чтобы затем совершить левый поворот, а напротив, для поворота вправо — они считают, что так удобнее «вписаться» в поворот. Такие неоправданные изменения траектории движения могут ввести в заблуждение движущихся сзади и привести к происшествию. Поэто­му, прежде чем изменить траекторию, не имея на то особой причи­ны, подумайте о том, как ваши действия могут быть истолкованы другими и к каким последствиям это может привести.

Как предупредить других о снижении скорости? Информация об изменении скорости необходима водителям, движущимся сзади, так как позволяет заранее приготовиться к торможению и увеличить дистанцию.

В любом случае при резком снижении скорости вы должны преду­предить водителей, движущихся сзади. Первое предупреждение пере­дается автоматически, когда вы нажимаете на педаль тормоза и загорается стоп-сигнал. Это происходит даже при самом слабом нажа­тии на педаль тормоза. Пользуйтесь таким способом предупреждения всякий раз, когда вы снижаете скорость, чтобы: свернуть с дороги, не имеющей полосы торможения; остановиться или свернуть во двор, особенно это важно, если вы сворачиваете перед перекрестком, так как водитель, едущий за вами, может решить, что вы будете поворачи­вать на перекрестке; объехать предмет, лежащий на дороге, или выбои­ну, которые не может видеть водитель следующего за вами автомобиля.

Однако простое загорание стоп-сигналов вашего автомобиля не го­ворит водителю, движущемуся сзади вас, насколько интенсивно вы на­мереваетесь тормозить, до какой величины снизить скорость.

Представьте такую ситуацию. Вы движетесь на подъем, видимость ограничена; въезжаете на вершину и видите перед собой вереницу ос­тановившихся из-за дорожно-транспортного происшествия автомоби­лей. Вы-то, положим, успеете остановиться. А тот, кто движется за вами? Он этой вереницы машин не видит, он видит только вас, затем то, что вы тормозите. Но он не знает, что необходимо срочно оста­новиться, что торможение должно быть экстренное. Как его об этом предупредить? Оказывается, есть способ связи в критической ситуа­ции — с помощью того же стоп-сигнала. Нажмите на педаль тормоза несколько раз, помигайте стоп-сигналом, и водитель сзади сразу пой­мет, что впереди что-то случилось, и уже будет готов к экстренному торможению.

При вынужденной остановке вы должны включить аварийную сиг­нализацию, чтобы дать знать другим, что у вас что-то случилось. Ава­рийная сигнализация должна быть включена и в случае ДТП.






Содержание раздела