Энциклопедия авто чайника


Техника прохождения поворотов


Она различается в зависимости от угла поворота дороги (ее кривизны). Однако независимо от геометрии и других особенностей — конкретных закруглений дороги — можно сфор­мулировать наиболее общие правила их прохождения.

На любом закруглении дороги автомобиль начинает испытывать на себе действие боковой силы, которая стремится сдвинуть его в про­тивоположную повороту сторону. Эта сила тем больше, чем выше скорость движения по кривой и меньше ее радиус (пропорциональна квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота).

За счет упругости подвески и сил бокового сцепления шин с до­рогой автомобиль может двигаться на повороте без бокового сколь­жения. Однако даже небольшого превышения скорости достаточно, чтобы нарушилось силовое равновесие и автомобиль заскользил на повороте вбок, увеличивая радиус траектории движения. Правильный выбор скорости движения на повороте — основа его безопасного про­хождения.

Необходимо дополнительно снижать скорость перед закруг­лением, если мал радиус поворота (крутой), покрытие разбитое или скользкое, отсутствует вираж, закрыт обзор зоны поворота, высоко расположен груз в кузове или в багажнике на крыше автомобиля.

Дополнительно снизить воздействие боковой силы на повороте можно, искусственно увеличивая радиус поворота и спрямляя траек­торию движения, максимально используя ширину своей полосы дви­жения и двигаясь по ее внешней кромке. Ни в коем случае нельзя захватывать полосу встречного движения, иначе может произойти ло­бовое столкновение. На входе в поворот и выходе из него автомобиль должен находиться у внешней границы полосы движения.

Снижать скорость и переходить на более низкую передачу надо заблаговременно, до входа в поворот, когда управляемые колеса еще не повернуты. Тормозить, выключать сцепление и переключать пере­дачи, резко увеличивать подачу топлива на повороте опасно. На зак­руглении надо двигаться в натяг, т.е. чуть-чуть увеличив открытие дросселей, — это улучшает устойчивость машины, рулевое колесо держать двумя руками.



Общие закономерности управления автомобилем на повороте сле­дующие:

· чем круче поворот (меньше радиус закругления), тем больше необходимо снижать скорость до входа в него и смещать авто­мобиль к внешней кромке полосы движения на входе и к внут­ренней на выходе;

· при повороте трассы на угол 90° и более требуется до входа в не­го перейти на пониженную передачу, а при малых радиусах по­ворота (25 м и менее) рулевое колесо поворачивать скоростным методом на боковом секторе его с окрестным хватом.

 

В городских условиях при выполнении правых и левых поворотов водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим эту проезжую часть по велосипедной дорожке. Кроме того, при выполнении левого поворота или разворота водитель дол­жен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встреч­ного направления прямо или направо.

Водитель также обязан предусмотреть достаточный интервал меж­ду задним правым колесом и бордюром, чтобы при повороте не наехать на тротуар или не выехать на полосу встречного движения.

Если для изменения направления движения необходимо повернуть рулевое колесо на несколько оборотов, рекомендуется использовать окрестный хват.

 




Содержание раздела