Автомобиль на свалку
Все мы видели на улицах заброшенные машины. Но, как правило, это не громоздкие, как танки, Форды, Линкольны, Селены, как в песне Высоцкого, а автомобили, когда то бывшие средствами передвижения простых смертных: «Москвичи», «Победы», «Волги» и вожделенные «Жигули». В настоящий момент парк автомобилей настолько увеличился, что этого старья на улицах стало больше. Заброшенные машины постепенно растаскиваются, либо умельцами на запчасти, либо детишками. Прогнившие остовы от автомобилей с улиц городов нашей страны, как правило, если забирают, то на свалки, где методичным их разгребанием продолжают заниматься умельцы. Автомобильные свалки или, как их еще называют, кладбища, нельзя назвать более опасными, чем обычные свалки твердого бытового мусора, однако в них заключается потенциальная опасность, потому что если такая свалка загорится, ущерба будет гораздо больше, чем от пожара на обычной свалке. К тому же, если с заброшенных автомобилей не были сняты тормозные колодки, сцепление, где содержится асбест и аккумулятор, то такая машина является загрязнителем окружающей среды. Ведь асбест — сильный канцероген, а в аккумуляторах содержится свинец и кислота, которые тоже вряд ли можно считать «экологически чистыми продуктами». В то же время автомобиль, даже если он старый, можно утилизировать, то есть переработать.
Самым старым способом переработки автомобилей считался автомобильный пресс. И все мы видели американские фильмы 10летней давности, где можно было понаблюдать за работой именно такого пресса. Причем в фильмах во время прессования автомобилей в них ктото находился, но в настоящий момент пресс можно, пожалуй, увидеть лишь в нашей стране, ибо до сих пор лишь в России он продолжает использоваться.
Автомобиль прессуют, в результате чего из 2–3х автомобилей получается кубик весом около 3 тонн. Этот кубик грузят на железнодорожные платформы и отправляют на металлургический завод. В частности, этим занимался Новолипецкий металлургический комбинат. Причем прокат с этого комбината поступает на автозаводы. Так что цикл соблюден, все в порядке, старые автомобили не пропадают. Однако этот способ вряд ли можно назвать во первых экономически выгодным, потому что ведь, помимо черного металла, в кузовах автомобилей остаются ценные цветные металлы. Головка блока и тормозные барабаны — это алюминий, некоторые детали — это латунь, электрика делается из меди. И получается, что эти ценные металлы просто смешиваются с черным металлом и теряются, их уже нельзя выделить. К тому же этот способ не экологичен, потому что перед прессом машину не разбирают, пластиковые детали снимаются с кузова не все, остатки обшивки салона тоже никого не интересуют. В результате под пресс попадает не голый металл, а огромное количество проводов и прочих деталей, которые при переплавке просто сгорают. А поскольку большинство пластиковых деталей до сих пор делается из ПВХ, который при сгорании выделяет токсичные диоксины, экология при этом страдает.
В западных странах от этого способа давно отказались. Теперь уже при проектировании новой модели в нее изначально закладываются возможности утилизации. Неперерабатываемые детали, такие как ПВХ, не используются при проектировании, и все детали делаются из материалов, легко поддающихся переработке. В результате, когда владелец захочет утилизировать своей автомобиль, он пригоняет его в центр по утилизации, где автомобиль разбирают по винтикам. Аккумуляторы поддаются переработке.
Уже сейчас есть фирмы, принимающие б/у аккумуляторные батареи. Резина также поддается переработке. На Западе из нее выплавляют резиновые коврики для новых же автомобилей, брызговики и так далее. Кроме того, там резина используется в дорожном строительстве для лучшей амортизации. Легко поддаются переработке стекла (причем даже битые), и делать из битых стекол обычное стекло гораздо дешевле, чем делать его, что называется, «с нуля». Поддаются переработке провода и даже использованное автомобильное масло. В Японии, например, из него научились делать автомобильные масла для слабеньких машин.
За рубежом утилизация машин производится в специальных центрах по утилизации. Причем, как правило, утилизацией конкретной марки автомобиля занимаются именно специалисты компании производителя. Машина разбирается на отдельные узлы. После чего часть узлов отправляется в переплавку, часть реставрируется и устанавливается на новые машины. И уж то, что совсем нельзя переработать, отправляется, грубо говоря, в корзину. Последние модели, например, «Форда» больше чем на 70% поддаются переработке.
Однако эти реалии не для нашей страны. Ведь какой нормальный владелец решится приехать, что называется, «на ходу», на своей машине, в центр, где от его детища останутся рожки да ножки? У нас, как правило, автомобили перестают ездить и утилизируются через несколько десятков лет после начала эксплуатации. После этого утилизировать их таким образом невозможно. Процент мусора будет огромен. У нас до сих пор старый автомобиль убивают «до упора», пока он не начнет уже просто рассыпаться. После этого его бросают под окнами дома. Это связано с тем, что за рубежом государство регулирует наличие старых автомобилей в эксплуатации. И там просто невыгодно содержать машину, которая старше, например, 10 лет. Ведь старый автомобиль не соответствует постоянно ужесточающимся экологическим требованиям. Поэтому на автомобили старше, скажем, 5 лет налог растет в геометрической прогрессии каждый год. И владелец может просто отвезти эту машину в центр по утилизации. До сих пор так и не известно точно, судя по всему, эта ситуация в разных странах решается поразному, кто кому платит за утилизацию: центр по утилизации владельцу за его «металлолом» либо владелец центру за то, что он соблаговолил у него забрать это старье. Мнения наших экспертов на этот счет разделились.
Но ясно одно: за рубежом машину невозможно просто бросить на улице. Потому что в этом случае владельца найдут очень быстро и заставят заплатить штраф за неправильное хранение или утилизацию автомобиля. В нашей стране ответственность владельца транспортного средства за неправильное хранение не предусмотрена, хотя работа в этом направлении ведется. И валяются брошенные машины на улицах, ржавеют, место занимают и постепенно растаскиваются. Теоретически каждую неделю представители ДЕЗа и ГИБДД должны обходить свои районы и смотреть, какое старье можно забрать. А потом должен через некоторое время проходить эвакуатор, чтобы забирать эти машины. Но, судя по всему, никто этим не занимается. А просто пригнать эвакуатор — вне закона. Сразу же выйдет дедушка с двустволкой и скажет: «Не тронь! Это моя частная собственность». И будет прав, ведь по конституции никто не может быть лишен своей собственности. Если же владелец сам хочет избавиться от своего детища, он может написать заявление в ДЕЗ, который автомобиль должен забрать, снять с учета и отвезти под пресс. Однако, судя по всему, до пресса дело дойдет через месяцы, а то и годы. На стоянках перед утилизацией ждут своего часа сотни машин.
Существуют пункты утилизации автомобилей. Но их достаточно немного, и далеко не все из них согласятся принять ваш автомобиль под пресс, а тем более отдать вам за это деньги. Вот и остается владельцам либо хранить машину под окнами, либо отвозить ее в лес и там бросать. Так и возникают свалки.
Есть, правда, еще один способ, но он рассчитан на любителя. Мода постепенно возвращается. И многие люди мечтают ездить примерно на такой же машине, на какой ездил Штирлиц в известном кинофильме или на таком лимузине, на котором ездил Сталин. Поэтому многие умельцы организуют фирмы, которые собирают старье, как следует обрабатывают кузова, красят, полируют. А в эти кузова устанавливаются зарубежные высокомощные и экологически чистые силовые агрегаты; салон отделывается кожей и деревом. Из старья получается роскошь. Но вряд ли таким способом можно будет переработать весь хлам, скопившийся на улицах городов.
Содержание раздела