Прицепы к автомобилю
Прицепов к легковым автомобилям сейчас становится все больше и больше. Все они делятся на две группы — общего назначения и специальные. Прицепы общего назначения предназначены для перевозки различных грузов, не требующих создания специальных условий для их транспортировки. К ним относятся прицепы, оснащенные обычными грузовыми платформами с откидными бортами и тентами. Специальные же прицепы приспособлены для перевозки каких-либо конкретных видов груза.
Например, в Луховицах выпускали цистерны для буксировки обычными «Жигулями» охлажденного молока, а курганский «Крепыш» позволяет перевозить шестиметровые доски. Также к специальным прицепам относятся автовозы, прицепы для перевозки яхт, катеров, различных транспортных средств (гидроциклов, квадроциклов, снегоходов), крупных домашних животных.
Отдельную категорию специальных прицепов составляют прицепы-дачи, рассчитанные на комфортабельный отдых от двух до восьми человек.
Специальные прицепы чаще всего выпускаются небольшими партиями или по индивидуальным заказам под конкретный тип автомобиля и груз. Например, при перевозке яхт и крупных катеров необходимо учитывать размеры и форму корпуса, особенно скул. Продольные брусья каркаса такого прицепа воспринимают основную нагрузку именно через эти части корпуса судна, поэтому их чаще всего изготавливают по специальным лекалам.
Еще сложнее обстоит дело с автовозами. При их выборе приходится учитывать не только возможности автомобиля-буксировщика, но и габариты и массу перевозимых авто. Ширина колеи влияет на размеры погрузочных аппарелей, масса автомобиля — на мощность лебедки для его погрузки, систему фиксации и т.п. В основном для управления такими автопоездами необходима категория «Е» в автомобильных правах, тогда как для обычных прицепов вполне достаточно легковой категории «В».
Готовясь к приобретению помощника по хозяйству, стоит познакомиться с характерными особенностями их конструкций, основными изготовителями и модельными рядами «телег».
Основная часть прицепа общего назначения — грузовая платформа, большинство которых изготавливается из стальных штампованных панелей. Правда, есть смешанные конструкции — борта стальные, а пол деревянный. Кузовные панели могут окрашиваться эмалями или оцинковываться.
Следует помнить, что окрашенный прицеп значительно дешевле, зато оцинкованный гораздо долговечнее. Еще дольше служат платформы, у которых поверх оцинковки нанесены защитные лакокрасочные покрытия.
Особняком стоят прицепы из алюминиевых сплавов, но серийно их выпускает только ростовское объединение «Роствертол». Он использует богатый технологический опыт и наработки авиационного производства, ведь «Роствертол» расшифровывается как Ростовский вертолетный завод. Его прицепы значительно долговечнее стальных — гарантия от коррозии достигает 15 лет, и заметно легче. Алюминий не нуждается в окраске, на него наносится защитное покрытие. За эти преимущества приходится выкладывать немалые деньги.
Некоторые производители выпускают прицепы с надставными бортами — они могут «расти» в зависимости от характера груза. При выборе стоит отдать предпочтение тем из них, кузова которых полностью укладываются в колею и не имеют колесных арок. Это позволяет более рационально использовать площадь платформы.
В грузовых прицепах используют два типа подвесок. Наибольшее распространение получила зависимая рессорная конструкция, более простая и дешевая. Однако при эксплуатации на проселочных дорогах такая подвеска не обеспечивает достаточной проходимости. Здесь проявляются все преимущества независимой подвески. В ней используются резино-жгутовые торсионы производства немецкой компании Al-ko Kober или венгерской Autofex-Knott.
Учитывая, что сейчас в России наиболее распространены автомобили с 13-дюймовыми колесами, чаще всего именно они и применяются в прицепах. Оригинальную конструкцию ступицы с восемью болтами разработали на Курганском машиностроительном заводе. На нее можно крепить и «ВАЗовские», и «Москвичевские» колеса. Некоторые прицепы (Тонар 8310, ВМЗ-8291) устанавливаются на 10-дюймовые колеса. У таких прицепов ниже погрузочная высота и центр тяжести, следовательно, их проще загружать и они более устойчивы. Но нагрузка на 10-дюймовые колеса гораздо меньше, стало быть, и грузоподъемность прицепа меньше. У ВМЗ-8291 она составляет всего 190 кг. К тому же для прицепа приходится возить лишнюю запаску. Поднять грузоподъемность до больших величин можно за счет увеличения числа осей (у Тонар 8310 их две).
Содержание раздела