Энциклопедия авто чайника


Общее устройство автомобиля


Чуть более ста лет назад изобретатели выпустили из бутылки джин­на, имя которому — автомобиль. С невероятной быстротой рассели­лись его потомки по всему миру. Автомобиль стал самой любимой, послушной и близкой к человеку машиной. И интерес к нему не уга­сает. Посмотрите, сколько людей обступает всякий раз новую, незна­комую марку. Он стал во многих семьях привычным предметом быта. Даже не верится, что было время, когда люди обходились без авто­мобиля.

Одно из первых слов, которое учится произносить ребенок в наш индустриальный век, — машина. При этом он, безусловно, имеет в ви­ду автомобиль. Эта чудесная машина продолжает ежедневно заботить­ся о нем и обо всех нас. Она помогает кормить людей, подвозя в крупные города тысячи тонн продовольственных грузов, убирает ули­цы, помогает оберегать покой, в любое время дня и ночи готова прий­ти на помощь, если кто-то внезапно заболел... Конечно, кроме автомобиля, у человека есть другие помощники: троллейбусы, трам­ваи, метро и пр. Но все же у автомобиля есть еще одно качество, ко­торым не обладают другие транспортные средства, — как верный пес, он будет сутками ждать своего хозяина у порога и повезет его туда, куда тот пожелает.

Но было время, когда автомобиль делал свои первые шаги. Слово «автомобиль» в своей основе имеет два корня: «аутос» — «сам» и «мобилис» — «подвижный» и означает «самодвижущаяся машина».

Первыми настоящими автомобилями можно назвать паровые дили­жансы. В 1765 г. русский механик Ползунов И. И. построил паровую машину автоматического действия, а в 1769 г. она перебралась на по­возку. Сделал ее французский инженер Никола Кюньо. По размерам и весу она не уступала современным тяжелым грузовым автомобилям. Повозка была грубой формы и предназначалась по замыслу ее созда­теля для перевозки артиллерии. У нее имелось три колеса, из которых одно впереди, ведущее и одновременно рулевое. Только вода и топли­во, необходимые для движения, весили целую тонну. Тяжело гружен­ное рулевое колесо было не под силу повернуть одному. С ним с трудом справлялись два человека. Медный котел с топкой висел тяжелой грушей впереди повозки и шипел, как Змей Горыныч, повозка ковы­ляла со скоростью не более 4 км/час. И все-таки она двигалась сама. По французски «шофер» значит «кочегар», «истопник». И в самом деле, водителю первых паровых автомобилей приходилось больше работать кочергой, чем рычагами управления.

Изобретателями бензинового двигателя принято считать немцев Готлиба Даймлера и Карла Бенца. Но свой поиск они строили не на пустом месте. Многие узлы и агрегаты были разработаны до них рань­ше. Число их соавторов достигает 400. Даймлера поддержал один из передовых людей того времени, Елинек, по имени дочери которого — Мерседес — названа ставшая в дальнейшем всемирно известной марка автомобилей.

Первые автомобили многими воспринимались как проявление нечистой силы, дьявольщины или игрушками для взрослых. И чтобы продемонстрировать практическую пригодность машин стать транс­портным средством, в июле 1894 г. были проведены первые автомо­бильные состязания. Старт приняли 102 автомобиля. Половина из них не тронулась со старта, а на финиш пришло 13 бензиновых и 2 паро­вых автомобиля. Средняя скорость чемпиона равнялась 20,5 км/час. И тем не менее автомобиль убедительно доказал свою пригодность служить людям.

В царской России не было автомобильной промышленности. И только 7 ноября 1924 г. на параде на Красной площади прошли пер­вые десять советских машин АМО-Ф-15, собранные рабочими на не­достроенном при царе заводе Автомобильного московского общества. Этот день принято считать днем рождения автомобильной промыш­ленности.

В 1925 г. советские конструкторы приступили к проектированию первого отечественного автомобиля НАМИ-1. С 1928 по 1931 г. всего было выпущено более 400 автомобилей. Они успешно прошли испы­тания по маршруту Москва — Ленинград — Москва и Москва — Ялта — Москва. Лед тронулся, за НАМИ появились более совершенные М1 (эмки), Л1, ЗИС-110, Победа, Москвич 401, 402, 403, 407, 408, 412, 2141, Волга ГАЗ-21, ГАЗ-24, ГАЗ-24-10, ГАЗ-3101, Запорожец ЗАЗ-965, 966, 968, Жигули ВАЗ-2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2107, 2108, 2109, 2110, ЗИЛ-111, РАФ-977, Таврия ЗАЗ1101, 1102, Таврия- нова и др.

Роль автотранспорта очень велика. Грузооборот на автомашинах превышает более чем в 50 раз речной флот и в 5 раз — железнодорож­ный транспорт. И роль его увеличивается.

Уже в первые годы существования автомобилей люди поняли, что уверенно управлять опасным «дорожным снарядом» может не каждый, что этому искусству надо учиться. Езда на автомобиле сейчас считает­ся в 10 раз опасней, чем полет на самолете, и в 16 раз — чем проезд по железной дороге. Ежегодно на дорогах земного шара погибает при­мерно 250 тысяч человек. Вспомните об этом, прежде чем кинуться наперерез транспортному потоку.

Автомобиль совершенствуется. В конструкциях новых моделей все большее внимание уделяется повышению активной и пассивной безо­пасности, снижению уровня шума и вибраций, повышению топливной экономичности, снижению токсичности отработавших газов, повыше­нию надежности и долговечности. Автомобиль все более начиняется электроникой и автоматикой.

Подготовка оптимальной топливной смеси в зависимости от тем­пературы, нагрузки и оборотов двигателя, автоматическое переклю­чение передач, антиблокировочные устройства, многоконтурные тормозные устройства, бесконтактные системы зажигания с автомати­ческими регуляторами опережения поджига смеси, сигнальные устрой­ства о состоянии тормозной системы, рулевого управления, давления шин и т.п., вынесение информации о состоянии систем автомобиля на ветровое стекло водителя, точная навигационная аппаратура, ав­топилоты и многое другое — вот основные направления творчества авто конструкторов.






Содержание раздела